Сто лет огнеборчества
В следующий вторник — 17 апреля — все пожарные будут отмечать своеобразный «юбилей профессии»: ровно сто лет назад в 1918 году Совет Народных Комиссаров Российской Советской Федеративной Республики принял Декрет «Об организации государственных мер борьбы с огнем». Эта дата стала днем рождения советской противопожарной службы.
А вот своей первой собственной пожарной командой Киргизская АССР обзавелась только спустя восемь лет — 20 мая 1926 года областная сессия Фрунзенского горсовета приняла это решение. Денег в то время на покупку техники не было, поэтому пришлось продать ненужное имущество горместхоза и на вырученные деньги приобрести необходимое пожарное оборудование.
Новое ведомство назвали “Пожарный городской двор”, располагался он на улице Кошчийной. В архивах службы сохранились все фамилии первых пожарных: в ряды огнеборцев шли целыми семьями — братья Качкынбаевы, Абдрахмановы, Заряевы, четверо братьев Сальниковых, четверо — Слюсаревых, четверо — Савиных. Они, как говорится, учились понемногу, когда–нибудь и где–нибудь, поскольку профессионального образования в этой области тогда не было. Только спустя два года в столице появился первый дипломированный пожарный, закончивший Ленинградский пожарный техникум.
К 1943 году назрела потребность создать республиканский штаб. При НКВД Киргизской ССР открылся отдел пожарной охраны. Но людей катастрофически не хватало — лучшие кадры уходили на фронт. И тогда в ряды огнеборцев впервые вступили женщины!
В послевоенные годы преобразования республиканской противопожарной службы происходили со скоростью распространения огня. Но переход количества в качество произошел только в 1966 году, когда вышло Постановление Совета Министров СССР коренным образом улучшить пожарную охрану в стране, объединив для этого под руководством МВД ведомственные, объектовые и прочие пожарные части, создать единую систему государственного пожарного надзора, организовать подготовку кадров.
В советское время понимание роли пожарной службы было адекватным: полноценное финансирование, постоянные повышения квалификации, материально–техническое развитие филиалов... Достойные люди несли достойную службу.
А потом произошла перестройка, которая не оставила ни малейшего шанса всем бюджетникам. Из противопожарной службы люди стали уходить — надо было кормить семьи. Но руководство ведомства сделало ход конем — признать службу в рядах пожарной охраны в качестве альтернативной армейской службы, и с 1992 года юноши призывного возраста стали пополнять ряды сотрудников в ПО, что позволило сократить хронический некомплект. И это сработало! Нашлось немало студентов, готовых закаляться огнем. Новичок обязан был пройти двухнедельный курс первоначальной подготовки, затем его по графику направляли в учебный пункт.
Новейшая история противопожарной службы пестрит ссылками на всевозможные постановления правительства о ее реструктуризации и передачи в подчинение МЧС. Десять лет назад из Централизованного фонда сокращения бедности (ЦФСБ) пожарной службе выделили 248 миллионов сомов на покупку 73 новых пожарных автомобилей и спецтехники.
...А что сегодня? После кемеровской трагедии кыргызстанцы задумались о том, а что будет, если так же полыхнет у нас. Проверки на готовность к этой чрезвычайной ситуации прокатились по всей стране. Совместные учения профессиональных огнеборцев и так называемых добровольных пожарных дружин показали не самый плохой результат. Конечно, выявилось и немало материальных проблем, которые нужно будет решать, не дожидаясь, пока жареный петух клюнет. Но в то же время пожарная служба — в полном составе — доказала свою профпригодность. “Сухих рукавов” и удачи вам, ребята!
Надежда ХОХЛОВА. Фото Сергея МЕДВЕДЕВА.
Версия для печати
К содержанию номера
На главную страницу
|